Изысканность модерна зачаровывает. Волшебство линий в работах Альфонса Мухи доставляют глазу почти физическое наслаждение. Здания Гауди кажутся делом рук природы, а не человека. Казалось, этот стиль - венец в искусстве и ничто не сможет его превзойти.
Тем удивительнее смотрится появления Sachplakat и стиля Plakatstil в целом. Именно они ознаменовали эпоху заката ар-нуво.
Sachplakat (второе название Предметный плакат) появился в Германии в начале 1900-х годов. Этот термин относится непосредственно к рекламным плакатам, выполненным в стиле Plakatstil ( или Poster style).
Предпосылки к возникновению
В то время в мире господствовал модерн (он же ар-нуво, он же югендстиль). Для него характерен отказ от прямых линий и углов, поклонение плавным, элегантным, «природным» линиям. Многие мастера черпали вдохновение в растительных орнаментах. Модерн проникал во все сферы искусства, окружавшие человека - от архитектуры до книжной графики.
В афишах и рекламных плакатах законодателями были Эжен Грассе (Eugene Grasset), Анри де Тулуз-Лотрек (Henri Toulouse Lautrec) и горячо любимый лично мною Альфонс Муха.
|
|
Альфонс Муха. Рекламный плакат пива. |
Альфонс Муха. Рекламный плакат шампанского. |
|
|
Альфонс Муха. Рекламный плакат парфюма. |
Альфонс Муха. Рекламный плакат сигаретной бумаги. |
Даже несмотря на рекламный характер, каждая работа может заслужено считается произведением искусства.
И вдруг в противовес ар-нуво возникает новое направление, революционно противоположное модерну по своей сути. Зародилось оно в Германии накануне Первой мировой войны. И тому были свои причины.
Плакаты в стиле модерн, несомненно, великолепны. Однако они были дороги в производстве, к тому же изысканность не всегда являлась лучшей характеристикой для агрессивной рекламы.
В это время Германия делает невиданный рывок в экономическом росте и даже выходит по уровню индустриального развития на второе место в мире. Вместе с активным развитием бизнеса растет и конкуренция. Для рекламы требовалось придумать что-то дешевое, броское, запоминающееся.
Новая икона стиля
Именно в тот момент, в 1906 году, появляется Люсьен Бернхард (Lucian Bernhard) со своим плакатом для Берлинской спичечной компании Priester.
Плакат выигрывает конкрус, публикуется огромным тиражом и становится иконой нового стиля. Бизнес берет его на вооружение, многие художники начинают повторять его в своих работах.
Интересна история создания Бернхардом своей работы. Первоначальный набросок был полностью в духе модерна - на красиво накрытом столе была изображена дымящаяся сигарета в пепельнице, вокруг кружили нимфы, возникающие из табачного дыма, рядом лежали две спички. Друг художника, не зная, что это реклама спичек, случайно увидел набросок и похвалил Бернхарда за прекрасную рекламу сигарет. Это заставило того задуматься. Он начал постепенно убирать из рисунка все лишнее: скатерть, нимф, пепельницу, сигарету, дым. Остановился только тогда, когда остались лишь две спички. На освободившемся месте вверху плаката написал жирным шрифтом название фирмы. Так родилась новая концепция рекламных плакатов.
Плакаты Sachplakat
Для постеров Sachplakat характерен жирный, обычно прямой шрифт, залитый одним цветом. Этим шрифтом было написано название компании или продукта. На практически голом фоне располагался сам рекламируемый продукт. Яркие плашечные цвета усиливали заметность плаката. Все остальное отметалось как лишнее и отвлекающее внимание.
Beggarstaff brothers
Hans Rudi Erdt - 1911
Lucian Bernhard - 1908
Lucian Bernhard - 1914
Lucian Bernhard - 1911
Hans Rudi Erdt - 1911
Ernst Deutsch - 1912
Julius Gipkens - 1913
Julius Klinger - 1913
Lucian Bernhard - 1909
Lucian Bernhard - 1910
Lucian Bernhard - 1912
Julius Klinger - 1910
Berna Kraftwagen-1914
Julius Klinger-1910
Julius Klinger-1906
Ludwig Holwein
Paul Scheurich- 1913
Ludwig Holwein-1908
Ludwig Holwein-1920
Предметные плакаты были идеальной рекламой для тех времен. Некоторые идеи из плакатов Sachplakat нашли свое отображение в более позднем Швейцарском стиле, стиле Art Deco и даже дошли до нашего времени.