Студия дизайна: логотипы, сайты, иллюстрации
Студия дизайна «Bonopart»
Все дело в шляпе
Графика, веб, реклама
Украина, Харьков


LinkedIn

Sachplakat – буржуазная революция в мире дизайна


Дизайн   02.01.2013

Изысканность модерна зачаровывает. Волшебство линий в работах Альфонса Мухи доставляют глазу почти физическое наслаждение. Здания Гауди кажутся делом рук природы, а не человека. Казалось, этот стиль - венец в искусстве и ничто не сможет его превзойти.

Тем удивительнее смотрится появления Sachplakat и стиля Plakatstil в целом. Именно они ознаменовали эпоху заката ар-нуво.

 

Sachplakat (второе название Предметный плакат) появился в Германии в начале 1900-х годов. Этот термин относится непосредственно к рекламным плакатам, выполненным в стиле Plakatstil ( или Poster style).

Предпосылки к возникновению

В то время в мире господствовал модерн (он же ар-нуво, он же югендстиль). Для него характерен отказ от прямых линий и углов, поклонение плавным, элегантным, «природным» линиям. Многие мастера черпали вдохновение в растительных орнаментах. Модерн проникал во все сферы искусства, окружавшие человека - от архитектуры до книжной графики.

В афишах и рекламных плакатах законодателями были Эжен Грассе (Eugene Grasset), Анри де Тулуз-Лотрек (Henri Toulouse Lautrec) и горячо любимый лично мною Альфонс Муха.

Альфонс Муха. Реклама пива Bieres de la Meuse

  Альфонс Муха. Рекламный плакат шампанского

Альфонс Муха. Рекламный плакат пива.
  Альфонс Муха. Рекламный плакат шампанского.

Альфонс Муха. Рекламный плакат парфюма

  Альфонс Муха. Рекламный плакат сигаретной бумаги

Альфонс Муха. Рекламный плакат парфюма.
  Альфонс Муха. Рекламный плакат сигаретной бумаги.

Даже несмотря на рекламный характер, каждая работа может заслужено считается произведением искусства.

И вдруг в противовес ар-нуво возникает новое направление, революционно противоположное модерну по своей сути. Зародилось оно в Германии накануне Первой мировой войны. И тому были свои причины.

Плакаты в стиле модерн, несомненно, великолепны. Однако они были дороги в производстве, к тому же изысканность не всегда являлась лучшей характеристикой для агрессивной рекламы.

В это время Германия делает невиданный рывок в экономическом росте и даже выходит по уровню индустриального развития на второе место в мире. Вместе с активным развитием бизнеса растет и конкуренция. Для рекламы требовалось придумать что-то дешевое, броское, запоминающееся.

Новая икона стиля

Именно в тот момент, в 1906 году, появляется Люсьен Бернхард (Lucian Bernhard) со своим плакатом для Берлинской спичечной компании Priester.

 

Lucian Bernhard постер для Priester

Lucian Bernhard, постер для компании Priester -1906 г.

Плакат выигрывает конкрус, публикуется огромным тиражом и становится иконой нового стиля. Бизнес берет его на вооружение, многие художники начинают повторять его в своих работах.

Интересна история создания Бернхардом своей работы. Первоначальный набросок был полностью в духе модерна - на красиво накрытом столе была изображена дымящаяся сигарета в пепельнице, вокруг кружили нимфы, возникающие из табачного дыма, рядом лежали две спички. Друг художника, не зная, что это реклама спичек, случайно увидел набросок и похвалил Бернхарда за прекрасную рекламу сигарет. Это заставило того задуматься. Он начал постепенно убирать из рисунка все лишнее: скатерть, нимф, пепельницу, сигарету, дым. Остановился только тогда, когда остались лишь две спички. На освободившемся месте вверху плаката написал жирным шрифтом название фирмы. Так родилась новая концепция рекламных плакатов.

Плакаты Sachplakat

Для постеров Sachplakat характерен жирный, обычно прямой шрифт, залитый одним цветом. Этим шрифтом было написано название компании или продукта. На практически голом фоне располагался сам рекламируемый продукт. Яркие плашечные цвета усиливали заметность плаката. Все остальное отметалось как лишнее и отвлекающее внимание.

 

Beggarstaff brothers

Beggarstaff brothers 

 

Hans Rudi Erdt -1911-2

Hans Rudi Erdt - 1911 

 

Lucian Bernhard-1908

Lucian Bernhard - 1908

 

Lucian Bernhard- 1914

Lucian Bernhard - 1914 

 

Lucian Bernhard -1911

Lucian Bernhard - 1911 

 

Hans Rudi Erdt -1911

Hans Rudi Erdt - 1911 

 

Ernst Deutsch- 1912

Ernst Deutsch - 1912 

 

Julius Gipkens- 1913

Julius Gipkens - 1913 

 

 Julius Klinger- 1913

Julius Klinger - 1913

 

Lucian Bernhard-1909

Lucian Bernhard - 1909 

 

 Lucian Bernhard-1910

Lucian Bernhard - 1910

 

Lucian Bernhard-1912

Lucian Bernhard - 1912

 

Julius Klinger-1910-2

Julius Klinger - 1910

 

 Berna Kraftwagen-1914

Berna Kraftwagen-1914

 

Julius Klinger-1910

Julius Klinger-1910

 

 Julius Klinger-1906

Julius Klinger-1906

 

 Ludwig Holwein

Ludwig Holwein

 

Paul Scheurich- 1913

Paul Scheurich- 1913

 

 Ludwig Holwein-1908

Ludwig Holwein-1908

 

 Ludwig Holwein-1920

Ludwig Holwein-1920   

 

Предметные плакаты были идеальной рекламой для тех времен. Некоторые идеи из плакатов Sachplakat нашли свое отображение в более позднем Швейцарском стиле, стиле Art Deco и даже дошли до нашего времени.

Понравилась статья?
 

карта сайта